Предсказуемость
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Предсказуемость

Еще одно суеверие, связанное с компьютерами, гласит: компьютер всегда действует по заранее заданной программе и не способен отклониться от нее в отличии от человека.

Давайте посмотрим, как может человек менять свои действия и не поступает ли компьютер так же?

Первый тезис: различие между людьми. Два разных человека в одной ситуации могут поступать по-разному, а два разных компьютера - нет. Неправда: два разных человека поступают по-разному в том числе и потому, что в них вложены разные программы. Вложите в компьютеры разные программы - и они тоже будут поступать по-разному. Например, наверняка на моем компьютере установлен другой набор программ, чем на вашем, и эти программы иначе настроены. Так что если я попытаюсь запустить одну из моих программ на вашем компьютере, то результат окажется другим вплоть до того, что на вашем компьютере запускать окажется просто нечего. Точно так же у людей имеются различные программы (то есть, различные знания, навыки, убеждения, воспоминания), что является одной (но не единственной) из причин неодинакового поведения.

Второй тезис: различие между двумя решениям одной задачи одним человеком. Если я сейчас решаю задачу и получаю один результат, то позднее я могу решать ее другим способом, затратить другое количество времени и получить другой результат. Этим я обязан в первую очередь тому, что биокомпьютер обучаем. Утверждается, что компьютер на такое неспособен. Снова, неправда. Возьмите программу проверки правописания Microsoft Word. Вы загружаете текст, программа проверяет его на орфографию и сообщает о возможных ошибках. Одно из сообщений кажется вам неправильным: программа говорит, что такого слова нет, а вы знаете, что есть. Вы можете сказать программе, чтобы она запомнила это слово, добавила его в свой словарь. Что если теперь снова запустить проверку правописания того же текста этой же программой? Результат изменится! То слово, которое ранее считалось ошибкой, не вызовет нареканий. Поведение программы изменилось, хотя входные данные и постановка задачи остались прежними. Это - и есть пример обучения.

Третий тезис: программа не может изменяться. Смотрите предыдущий пример. Если посмотреть файлы программы Microsoft Word до и после первой проверки, то можно заметить различие. Оно затронет тот файл, где хранится словарь. Таким образом, программа изменилась, причем изменила сама себя, согласно вашим пожеланиям. В большинстве крупных программ имеются подобные изменяемые части, они обычно называются "конфигурацией" или "настройками". Другие же части неизменяемы. В биокомпьютере также есть изменяемые и неизменяемые части: некоторые врожденные рефлексы невозможно изменить никаким обучением. С помощью внешнего вмешательства можно, конечно, убить любую нервную клетку, но с помощью внешнего вмешательства также можно поломать и любую компьютерную программу.

Четвертый тезис: программу в компьютер всегда вкладывает человек, а человек способен обучаться и сам. Этот тезис скрывает половину информации. Большую часть программ в компьютер вкладывают люди. Но большую часть программ в другого человека также вкладывают люди: семья, школа, институт, книги, фильмы... все это - источники информации, созданные людьми для обучения других людей, то есть, для вложения в них новых программ. Человек способен самообучаться, длительное время не контактируя с другими людьми, но и компьютер способен самообучаться, длительное время не контактируя с людьми. Пример такой программы - поисковая система Yandex или Google. Часть ее занимается тем, что в автоматическом режиме обыскивает Интернет в поисках новой информации. За счет этого она постепенно умнеет, и со временем ее ответы на запросы пользователей меняются. Более того - поисковая система может обратиться к другой поисковой системе за помощью и получить, так сказать, "консультацию у коллеги". Также компьютер может самообучаться, подолгу не контактируя с другими людьми и с другими компьютерами. Пример: процесс сортировки, распределения и индексации данных, собранных в предшествующий период.

Пятый тезис: в человека уже в момент рождения вложено некоторое количество программ, а в компьютер - нет. Этот тезис опровергнуть проще всего: в микропроцессор при изготовлении записываются программы (так называемые "микропрограммы") прямо в виде особого расположения транзисторов и прочих элементов (а в биокомпьютере это особое расположение нейронов). Разница в том, что исходный набор программ для компьютера придумывает человек, а врожденные программы биокомпьютера образовались в процессе эволюции.

Шестой тезис: в любой ситуации нельзя в точности предсказать поступок человека, а действие компьютера - можно, если создать идентичный компьютер. И это - неправда. В большинстве компьютерных игр используются генераторы случайных чисел. Это - простые программы, которые при каждом новом обращении возвращают случайное число из заданного диапазона. Если взять два идентичных компьютера и запустить на них совершенно идентичную игру Diablo, то эти две игры создадут разные карты, на которых будет развиваться действие, по-разному расположат на них монстров, в разных местах спрячут клады и сокровища.

Фокус заключается в том, что генераторы случайных чисел начинают свой отсчет от момента времени, когда вы запускаете игру, а нажать кнопку запуска на двух компьютерах с точностью до микросекунды человек не может. Как следствие, каждая из программ получает немного разный входной набор данных, и это крошечное расхождение намеренно усиливается.

Хорошо,- спросите вы, а если запустить игры строго одновременно, результат будет одинаковый? Да, одинаковый,- отвечу я. Ага! - скажете вы. Рано радуетесь,- отвечу я. Если мы поставим на каждый компьютер аппаратный генератор случайных чисел от той же фирмы Intel, который использует квантовые эффекты, и используем его сигнал вместо сигнала от часов, то никакой одновременный запуск нам уже не поможет. Даже если мы изготовим эти аппаратные генераторы на абсолютно одинаковых заводах в одно и то же мгновение. Более того: по всей вероятности те случайности, которые имеют место в мозгу человека, также основаны на квантовых эффектах, так что природа непредсказуемости у компьютера и у биокомпьютера в результате окажется одинаковой.