Задачи психики
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Задачи психики

Какие же цели может иметь нервная система (биокомпьютер), если рассматривать ее в рамках подобной модели?

Допустим, у биокомпьютера есть какой-то критерий разделения сигналов рецепторов на желательные (позитивные), нейтральные и нежелательные (негативные). В простейшем случае (как у животных) желательно то, что физически приятно, а нежелательно то, что физически неприятно. У человека все, конечно, сложнее, но мы также может разделить происходящее с нами на то, что нам нравится (позитив), на то, что нам не нравится (негатив) и на то, что для нас неважно (нейтральное). Обозначим желательную информацию, приходящую через рецепторы, символом со знаком "плюс": S+, нежелательную с "минусом": S -, и нейтральную с нулем: S 0.

Если так разделить получаемую информацию, то целью биокомпьютера будет изменить ее в сторону увеличения S+ и уменьшения S -. Чтобы в следующий момент количество позитивной информации стало больше, а негативной - меньше. Если есть неприятное ощущение голода, его надо убрать, заменив приятным ощущением сытости. Если есть неприятное ощущение скуки, его надо убрать, заменив приятным ощущением игры и так далее.


рис. 1

На этом графике изображено то, к чему стремится биокомпьютер: к увеличению S+, уменьшению S - и игнорированию S 0. Однако это - далеко не то, что биопроцессор получает.

Единственый способ, с помощью которого биокомпьютер может изменить получаемую через рецепторы информацию - это отправить некоторую информацию через эффекторы. Внешняя среда оказывается "агрессивной" в том смысле, что вместо той негативной информации, которую удалось нейтрализовать, вскоре появляется новая негативная информация. Вроде бы недавно поел - и вот вновь хочется жрать. Вроде бы недавно выспался - и вот снова хочется спать. И так всю жизнь: только и успеваешь избавляться от негатива, компенсировать его чем-то позитивным. В результате, возникает некоторое равновесие:


рис. 2

К сожалению, биокомпьютер не может отрешиться от своих бесконечных забот. Если полностью махнуть рукой на все, то очень быстро умрешь от голода, от холода или еще от чего-нибудь. Негатив будет нарастать, пока биокомпьютер не выйдет из строя:


рис. 3

Почему нормальной является схема на рис. 2, а не схема на рис. 1? Благодаря каким факторам в природе и у людей достигается равновесие?

Первый фактор - рост тела. Если животному, благодаря более совершенному биопроцессору, удается потреблять больше пищи, чем необходимо для поддержания биологических потребностей тела, тогда это тело растет. Телу больших размеров требуется больше энергии для поддержания жизнедеятельности. В результате возможно достичь равновесия.

Второй фактор - пассивность. Если организм животного получил достаточно энергии, то оно переходит в пассивное состояние и перестает искать дополнительную энергию. Это особенно заметно у кошачьих: сытый кот, сытый лев спят, пока не проголодаются.

Третий фактор - трата излишков энергии впустую на интенствные движения. Этот тип поведения характерен для ворон и дельфинов. Они любят играть. Зачастую эта игра никак не меняется со временем и не приносит никакой пользы. Однако так бывает не всегда. Для детенышей игра является методом обучения. Для взрослых игра может служить средством установления и поддержания иерархии а стае. Все же, в ряде случаев игра не служит ни тому, ни другому. Например, сытый домашний пес на прогулке, который гоняется за белками или кошками.

Четвертый фактор характерен для ряда стайных животных и для людей. Это - изобретение новых целей в дополнение к старым. Биокомпьютер находит среди входных сигналов новые желательные и нежелательные. Назовем их сигналами второго уровня и обозначим как S2+ и S2-, а прежние обозначим, соответственно как S1+ и S1-. Теперь биокомпьютер начинает искать реакции, которые бы увеличили интенсивность новых желательных сигналов и уменьшили бы интенсивность новых нежелательных. Допустим, для этих новых типов сигналов также достигнут успех. Но теперь биокомпьютер тратит свои ресурсы уже на то, чтобы поддерживать в равновесии большее количество сигналов! Если ресурсы биокомпьютера еще не исчерпаны, биокомпьютер находит сигналы третьего уровня S3+ и S3- и начинает работать с ними.


рис. 4

Таким образом, для поддержания жизнедеятельности достаточно обеспечить равновесие только на самых первых уровнях, однако биокомпьютер сам для себя изобретает новую работу.

Сигналы разных уровней образуют иерархию, которая для человека называется "пирамидой Маслоу". Вот цитата из учебника по психологии:


Уровень 1 – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.
Уровень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.
Уровень 3 – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.
Уровень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
Уровень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

(конец цитаты)

Считается, что чем более успешно достигнуто насыщение потребностей уровня 1, тем больше человек испытывает потребность в позитивных изменениях на уровне 2. Как только достигается значительный успех на уровне 2, человек больше внимания начинает уделять уровню 3, и так далее. Низшие уровни имеют большую важность для выживания. Если низшие потребности остаются неудовлетворенными, то человек, так сказать, "не задумывается о высоком". Конечно, эта схема в какой-то мере условна. Можно выделить большее количество ступеней, если сделать более тонкие градации, можно придраться к туманности формулировок и переписать пирамиду в более строгих выражениях, но общий принцип и без того ясен.

У животных также есть подобная "пирамида Маслоу", но по-проще. Давайте сейчас сами ее и составим.


Уровень 1 – Инстинкт самосохранения, и (иногда) инстинкт защиты потомства - то есть, инстинкты, защищающие свою жизнь и жизнь детенышей. Они имеют наивысший приоритет.
Уровень 2 – Инстинкт питания, инстинкт размножения и кормления потомства. Эти инстинкты имеют меньший приоритет: животное не станет пытаться утолить голод, если это явно грозит смертью.
Уровень 3 – Создание запасов пищи "на черный день", либо охрана своей охотничьей территории, которая и представляет собой источник пищи в будущем.
Уровень 4 – Для стайных животных - поддержание иерархии в стае или стаде, попытка получить более высокое положение в иерархии. Более высокое положение позволяет и получить больше удовольствий, и шире распространить свой генотип, так что в результате естественного отбора будут появляться животные со стремлением подняться в иерархии. А также можно говорить о стремлении к исследованию оружающей природы у некоторых особей животных, то есть, о любопытстве.

Уровни 1 и 2 нашей пирамиды соответствуют уровню 1 пирамиды Маслоу; уровень 3 нашей пирамиды - уровню 2 пирамиды Маслоу; уровень 4 нашей пирамиды соответствует уровням 3, 4 и 5 пирамиды Маслоу. Соответствие проводится путем сравнения целей каждого уровня. Однако в случае человека эти цели гораздо сложнее и разнообразнее.

В результате эволюции человек получил биокомпьютер, который способен совершенствовать сам себя (и во взаимодействии с другими биокомпьютерами) гораздо быстрее, чем это необходимо для взросления, роста и размножения. В результате именно у человека мы видим огромное разнообразие целей, желаний, стремлений, потребностей а также сложность их реализации. Целью биокомпьютера как раз и является попытка удовлетворить эти растущие потребности.


[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]