Основной прием применения IMM
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Основной прием применения IMM

Остановимся пока на этих трех понятиях и еще раз уточним один принципиальный момент. Сейчас я обращаюсь к любому человеку, кто понимает этот текст. Совершенно неважно, веруете вы во что-нибудь или нет, придерживаетесь вы какой-нибудь философии или нет. Совершенно неважно, как отношусь к религиям или философиям я. Цель этой инвариантной модели разума - достигнуть взаимопонимания между мной и вами относительно того, что и как я буду называть. Я не буду пытаться вам навязать мою религию или философию. IMM составлена именно так, чтобы не касаться спорных моментов.

Более того. Я вас честно предупреждаю, что если вы сами захотите использовать IMM в своих рассуждениях, то можете почувствовать ее простоту, удобство и в чем-то изменить свою модель мышления. Это в свою очередь может избавить вас от каких-то иллюзий, которые очень дороги вам сейчас. Или поможет вам убедиться в справедливости суждений, которые очень неприятны вам сейчас. Я не могу сказать заранее, что это за иллюзии или открытия. Но, как программист, я знаю, что упрощение структуры программы (без потери ее функций) позволяет понять многое, что было скрыто раньше.

Сейчас я начну говорить о таких понятиях, как мозг, нервная система и прочее. Как и почему можно говорить об этом, игнорируя философские или религиозные убеждения? Очень просто. Надо избегать слов "материя", "идея", "душа" и "бог", а также их вариаций. Я не знаю ни одного закона физики, математики или психологии, которые нельзя было бы выразить без этих слов. Вспоминается только понятие "материальная точка" в физике. Но это - просто термин, не имеющий прямого отношения к философскому понятию материи. Материальной точкой в физике принято называть какой-нибудь физический объект, у которого можно измерить или вычислить импульс и достаточно маленький, чтобы его размеры не вносили недопустимой погрешности в расчеты. Как видите, это понятие легко выражается через другие, без упоминания "материи".

Если мы воспользуемся этой техникой, то автоматически оставим в стороне противоречия между разными философскими и религиозными направлениями. Например, предположим, что я говорю: "нервные импульсы идут из глаз в мозг, образуя ощущение, которое в сознании воспринимается как картинка". Сам этот факт можно проверить с помощью подходящего оборудования и ваших личных внутренних ощущений.

Теперь представьте себе на мгновение, что вы - материалист и атеист. Вы можете утверждать, что эти импульсы материальны, что мозг и глаз - тоже материя, что в мозгу при этом образуется не просто картинка, а материальное отражение материального мира в виде материального возбуждения нейронов. Я вам на это отвечу: можете считать так, если вам этого хочется. Мое первоначальное утверждение: "нервные импульсы идут из глаз в мозг, и в сознании возникает картинка" - от этого не станет менее точным или менее правдивым. Пусть каждое слово в нем и связи между словами - материальны. IMM вообще этого вопроса не касается.

А теперь представьте себе на мгновение, что вы - идеалист, причем в крайнем проявлении: субъективный идеалист. На то мое утверждение вы можете сказать: эти нервные импульсы - ничто иное, как идеи моего Я, и их движение - тоже идея, как и ощущение. На самом деле нет никакого мозга и никаких глаз, а есть только идеи. Я вам на это отвечу: можете считать так, если вам этого хочется. Можете считать, что все термины, которые я употребил, не существуют на самом деле, а я имел в виду идеи. Разве мое суждение: "нервные импульсы идут из глаз в мозг, образуя ощущение, которое в сознании воспринимается как картинка" - станет от этого неправильным?

А теперь представьте себе на мгновение, что вы - истово верующий христианин. Для вас то, что я сказал, относится к процессам, происходящим в вашем смертном теле. Частичка бессмертной души находится где-то там... где? Я не знаю. Она - настоящее ваше сознание, а не эта бренная земная материя. Я вам на это отвечу: можете считать так, если вам этого хочется. Можете считать, что я говорю лишь о бренной земной оболочке. IMM не касается вопросов бессмертной души и бога.

Примерно так можно преобразовать почти любое утверждение, которое связано с научными знаниями. Поэтому ученый может быть верующим, философом или ни тем, и ни другим. Но от этого он не перестанет быть ученым. IMM - модель, которая предназначена для того, чтобы люди любого мировоззрения могли найти взаимопонимание в области, где их убеждения не противоречат друг другу. Эта область оказывается воистину огромной, включая в себя большую часть вашего бытия. Достигается это простым приемом, который уже описан: исключением из обсуждения четырех понятий: идеи, материи, души и бога (и их вариантов). Эти понятия не отвергаются и не принимаются. Их приятие или неприятие остается целиком вашим личным делом.