Обработка информации
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Обработка информации

Иногда разумность определяют как способность к обработке информации. Однако понятия "обработка", "информация" и даже их сочетание имеют слишком широкий спектр значений. Чтобы признать существо разумным, действительно необходимо, чтобы оно могло обрабатывать информацию. Однако не всякая обработка информации свидетельствует о разумности.

Предположим, что имеется некоторый комплекс ощущений и реакций для отдельно взятого разума за определенный промежуток времени от T1 до T2. Реакции представляют собой выходные сигналы из разума во внешний мир, а ощущения - входные. Всю сумму реакций за определенный период времени мы далее будем обозначать как out(T1, T2), а всю сумму ощущений за тот же период времени как in(T1, T2). Если рассматриваемый период времени не ограничен с той или другой стороны, то в соответствующей позиции будем ставить значек "?". Например, обозначение in(?, T1) символизирует все ощущения за весь период времени, предшествующий T1. Начало периода не ограничивается рождением, поскольку существуют гипотезы, по которым некоторое количество информации передается ребенку от его предков (генетическая память, архетипы, или буддистские инкарнации), а мы обещали модель, независимую от вероисповедания. Соответственно, запись in(T2, ?) обозначает все ощущения за период времени, начиная от T2. Здесь мы тоже не вводим определенного ограничения, учитывая христианское мировоззрение, в котором по крайней мере часть разума, именуемая душой, бессмертна, а какая часть разума относится к душе,- неясно.

Разум, если его рассматривать как "черный ящик", имеет своей задачей определять недостающую информацию по той, что есть в наличии. Давайте рассмотрим два самых распространенных варианта.

Прогноз. Пусть дана информация за предыдущий период времени: A = in(?, T1), out(?, T1). Рассматривается возможность совершить определенные реакции в следующий период времени: B = out(T1, T2). Необходимо узнать, к чему эти реакции приведут: C = in(T1, ?). Такого рода обработка информации называется прогнозом. Ее цель - определить, каковы будут последствия выбранных реакций.

Выбор. Пусть дана информация за предыдущий период времени: A = in(?, T1), out(?, T1). Также есть желание получить в будущем информацию: C = in(T1, ?). Требуется определить, какие реакции и за какой период времени приведут к получению C. То есть, требуется определить T2 и B = out(T1, T2). Такого рода обработка информации называется выбором. Ее цель - узнать, что надо сделать для того, чтобы добиться цели C.

Задача прогнозирования в простейшем случае решается поиском подходящих воспоминаний. Сначала мы ищем обстоятельства, похожие на нынешние (A). Далее вспоминаем, какие реакции были предприняты в тех обстоятельствах. Если реакции не похожи на заданные в условии (B), то придется искать другие воспоминания. Если же реакции похожи, то далее мы вспоминаем, к чему они привели (C). Эта информация и принимается как вероятное решение задачи. Можно искать в обратном порядке: сначала похожие реакции (B), затем вернуться в воспоминаниях еще немного в прошлое и вспомнить, какие обстоятельства этим реакциям предшествовали. Если те же самые (A), то теперь двигаемся в будущее, вспоминая о том, к чему эти реакции привели (C).

Задача выбора в простейшем случае также решается поиском подходящих воспоминаний. У нас есть нынешние обстоятельства (A), надо найти реакции (B), которые приведут к желанной цели (C). Сначала ищутся похожие обстоятельства (A), вспоминаем, что мы тогда делали (B) и убеждаемся, что результат был похож на желаемый (С). Если не похож, то поиск неудачен, и надо искать другие обстоятельства (A). Либо наоборот: вспомнить похожую цель (C), затем - как мы ее достигали (B) и проверить, были ли обстоятельства похожи на нынешние (A). Если обстоятельства непохожи, то поиск неудачен и надо снова искать, начиная с цели (C). Те реакции (B), которые были сделаны в прошлом, принимаются как вероятное решение задачи.

Если в памяти обнаруживается несколько подходящих вариантов, то возможен выбор среди них по тому или иному принципу. Конечно, такие способы решения - самые простые из возможных и самые распространенные, но могут быть и другие.

С точки зрения биологической эволюции умение организма решать подобного рода задачи очень важно.

Полезно уметь решать задачу выбора. Тогда в качестве известных данных в нее подставляются ощущения и реакции из прошлого (A), а также "положительные" ощущения в будущем (C). В результате обработки будет получена информация о том, какие реакции (B) надо предпринять, чтобы добиться "положительных" ощущений. В результате организм, умеющий именно так обрабатывать информацию, будет чаще достигать "положительных" ощущений.

Еще полезнее уметь решать задачу прогнозирования. Здесь в качестве известных данных в нее подставляются ощущения и реакции из прошлого (A), а в качестве будущих реакций (B) те, что организм собирается совершить. В результате обработки будет получена информация о том, какие ощущения (C) ожидаются от таких реакций, не будут ли они "отрицательными". В результате организм, умеющий именно так обрабатывать информацию, будет чаще избегать "отрицательных" ощущений.

Если исходить из принципов эволюции, то какие ощущения должны быть "положительными", а какие "отрицательными", чтобы эволюция организма шла успешно? "Положительными" будут те, которые непосредственно связаны с возможностью оставить жизнеспособное потомство. В том числе скорейшее достижение половой зрелости и продление этой зрелости как можно дольше. Что для этого нужно? Во-первых, потреблять энергию из окружающей среды, то есть питаться. Во-вторых, предпринимать реакции, непосредственно связанные с продолжением рода (размножение). В-третьих, помогать потомству потреблять энергию из окружающей среды (забота о потомстве).

"Отрицательными" ощущениями будут те, которые мешают задаче продолжения рода. Например, боль - как признак нарушения нормального функционирования тела. Или голод - как признак надвигающейся нехватки энергии. Часто "отрицательное" ощущение идет в паре с "положительным". "Отрицательное" - до того, как будет исполнена правильная реакция, а "положительное" - после. Например, голод и сытость. "Положительные" ощущения часто приятны, а "отрицательные" - болезненны.

Два типа задач могут решаться попеременно. Например, дикарь отдыхал и вдруг ощутил голод. Делается прогноз: если, ощущая голод (A1), продолжать отдыхать (B1), то в результате ощущение голода будет усиливаться (C1). Ощущение неприятное. Теперь вместо ощущения голода берется парное приятное: сытость (C2). Решается задача выбора: если, ощущая голод (A1), хочется добиться сытости (C2), то надо предпринять следующее: убить того крокодила и съесть (B1). Далее, снова прогноз: если, ощущая голод (A1), попытаться убить крокодила (B1), то по ходу боя он может крепко покусать (C3). Значит, решение (B1) не годится, надо искать другое. И так далее...

Выше мы описывали самые простые пути решения основных типов задач. Эти решения основаны на сравнении с прошлым опытом, который извлекается из памяти. А что если подходящая информация в прошлом не обнаружена? Или обнаружено что-нибудь, но недостаточно похожее? Тогда надо решать задачу выбора по какому-то другому алгоритму.

Эти алгоритмы я буду называть моделями, а мысленное исполнение соответствующего алгоритма - рассуждением.

Наиболее распространенным и универсальным алгоритмом решения задачи выбора является перебор вариантов выбора и построение для них прогнозов. Это значит, что мы пробуем мысленно разные варианты реакций и ищем среди них те, что ведут к нужной цели.

Теперь то же самое, но более строго. Пусть дана информация за предшествующий период (A) и определена желаемая цель (C) с "положительными" ощущениями. Требуется найти реакции (B), ведущие к цели. Сначала решается задача выбора, получаем результат - совокупность реакций (B1). Если нет достаточной уверенности в правильности результата, то затем на основе (A) и (B1) решается задача прогнозирования, получаем еще один результат - совокупность ощущений (C1). Если результат (C1) включает в себя желаемый результат (C) и не включает в себя дополнительно "отрицательных" ощущений, то решение найдено: (B1). Иначе возвращаемся к первому шагу и снова пытаемся решить задачу выбора, получить другую реакцию (B2), и так далее.

Модели могут быть разного качества. Для хороших моделей рассчитанный результат сбывается чаще, а для плохих - реже. Качество модели зависит от ее составляющих. Во-первых, от ощущений. Если входной информации недостаточно, или она неточна, то решение получается менее точным. Во-вторых, от реакций. Если реакции трудны для исполнения, тогда больше шансов неудачи. В-третьих, от алгоритма, лежащего в основе самой модели - то есть, от рассуждений. Если в рассуждениях были допущены ошибки, то результат, скорее всего, окажется неправильным.

Способность к прогнозированию является большим козырем в борьбе за выживание, однако не единственным путем из возможных. Эволюция может сделать животное сильным, чтобы уничтожать опасности; быстрым, чтобы убегать от опасности; защищенным, чтобы игнорировать опасность; или же умным, чтобы не попадать в опасную ситуацию. Эволюция акул пошла по первому пути, эволюция антилоп - по второму, эволюция черепах - по третьему, эволюция людей - по четвертому.

Точно также способность к точному выбору является полезным, но не единственным путем развития. Эволюция может сделать животное сильным и ловким, чтобы разные реакции были доступнее; хорошо защищенным, чтобы последствия неправильных реакций не грозили смертью; быстро размножающимся, чтобы смерть при неправильном выборе не имела большого значения; или же умным, чтобы делать выбор оптимальнее.