Осторожно, фантомы!
Осторожно, фантомы!

С детства нам внушается стереотип, касающийся обучения. Разница между стереотипом и обычным знанием в том, что насчет стереотипа мы не задумываемся: насколько верно это знание?

Нам говорят: "учись". В детстве нас заставляют учиться. Иногда принуждение столь неприятно, что рождает протест, отказ от получения новых знаний, зависть или презрительное отношение к отличникам. В зрелости мы понимаем, сколь часто новые знания бывают полезны. Иногда польза обнаруживается не сразу, а много позднее.

Но задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом:

существуют ли вредные знания?

Ответ: да, существуют. Это - ложь, неверная информация. Получение знаний такого рода вынуждает вас принимать неверные решения, даже если вы рассуждаете правильно. Это похоже на ситуацию с компьютером. Его электронные схемы не ошибаются практически никогда. Но если ввести в компьютер неверные данные, он выдаст неверный результат и ошибется так же легко, как и человек.

Во многих случаях ложь распознается. Например, стереотип "компьютеры не ошибаются" исчезает после того, как он у вас "повиснет". Во многих случаях ложная информация никогда не используется и потому не влияет на ваш разум. Например, реклама какой-нибудь продукции, которую вы не собираетесь покупать.

Но есть ложь такого рода, которая сохраняется в течении многих лет и влияет на многие решения в худшую сторону. Это - фантомы. Заблуждения, которые вы не можете обнаружить, пока не наткнетесь случайно, или вам кто-то не подскажет.

Кстати, я не говорю о религии. Религиозные убеждения можно признавать истинными или ложными или предметом веры. Но, если вы не следуете им излишне фанатично, они вам не мешают. Фантомы - нечто иное.

С одним фантомом вы уже познакомились. Попробуйте провести опрос: "Учиться - это ведь полезно?" У тех, кто ответит утвердительно, попробуйте уточнить: "Есть ли среди знаний, получаемых в процессе обучения, вредные?"

Этот простенький фантом-ученик вовсе не безобиден. Даже во времена СССР ряд школьных предметов содержал горы идеологической лжи. Эта ложь подавалась вперемежку с правдивыми сведениями из истории или биологии. Теперь наступила "свобода слова". Но не уточняется, какого именно слова. Ведь не все слова правдивы.

Привычка доверять учебникам в наше время может сыграть плохую шутку. Когда у вас в руках окажется некий опус, оформленный как "справочник", "руководство", "энциклопедия" или "учебник", вы будете склонны верить тому, что там написано. Ведь учиться - хорошо. Когда вы прочитаете в газете или журнале статью с пометкой "научно-популярная", вы будете склонны верить тому, что там написано. Ведь учиться - хорошо. Когда вам с экрана говорят: "наши ученые исследовали новый препарат...", вы будете склонны верить выводам этих, прости господи, "ученых". Ведь учиться - хорошо.

Сегодня есть чудовищное количество книг, статей, изданий, рекламы, которые используют фантом-ученик. Прием прост: подайте информацию под видом учебной или справочной, как результаты исследований, и вам поверят. Как понять, что вас дурят? Это просто. Дайте знакомому специалисту "снять пробу" с предлагаемого блюда. То есть, дайте ему прочитать фрагмент и задайте простой вопрос: "Пища? Отрава? Или пустая жвачка?" Обычно спецы способны ощутить запах тухлятины уже после прочтения нескольких абзацев.