Полет фантазии
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Полет фантазии

В этой главе мы рассмотрим разные виды бунта, связанные с демонстративно легким преодолением запретов, накладываемых природой. Нарушение этих запретов, тем более легкое нарушение, невозможно в реальности. Поэтому бунт против законов природы происходит всегда в фантазии, в сказках.

Наиболее неприятным ограничением, которое налагает на нас природа, является ограничение на длительность приятнейшего процесса, называемого жизнью. Преодоление этого ограничения возможно лишь частично и сопровождается большими усилиями и отказом от многих других приятных процессов. Поэтому бунт против смерти является одним из важнейших типов бунта.

Важно заметить, что бунт против смерти и черный юмор - разные вещи. Черный юмор - это любой юмор, связанный со смертью или тяжелыми травмами. Это может быть и бунт, и аникс, и стеб. Страх смерти или увечья всегда ослабляет эффект о черного юмора и, в частности, от бунта против смерти.

В качестве примера приведу анекдот, рассказанный Leonid-ом на форуме membrana.ru. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность ему за много интересных соображений. Они в конечном счете привели меня к решению выделить бунт в отдельный тип смешного и к изменению логических построений для стеба в сторону большей точности. Итак, обещанный пример: "Ежик шел-шел, забыл, как дышать, и умер. Вспомнил, встал, дальше пошел". Здесь мы видим бунт против смерти, слишком легкое воскрешение. Здесь также есть дополнительный слабый аникс. Элемент неожиданности: как это можно забыть дышать? И элемент озарения: ну раз ежик может так легко перестать дышать, то что ему стоит так же легко воскреснуть?

Ограничение на длительность жизни - не единственный из законов природы, которые мы были бы не прочь отменить. Также хочется сказать о том, что люди всегда мечтали летать, как птицы. Изобретение самолетов лишь частично воплотило эту мечту в жизнь. Хочется какого-нибудь более простого способа преодолеть это ограничение, чем самолет.

В связи с этим хочу вспомнить известную серию книжек Джоанны Роулинг о Гарри Поттере и серию-пародию русского писателя Дмитрия Емеца о Тане Гроттер. У Роулинг малолетние волшебники учились летать на метлах. Вот пример более легкого способа полета, чем самолет. То, что такой вариант бунта давно известен, сильно ослабляет эффект. Все же новизна имеет значение и для бунта. У Емеца же юные волшебники летают на чем попало: на контрабасах, пылесосах и даже часах с кукушкой. Это - уже гораздо более нестандартный и смешной ход, поскольку имеется и новизна.

В заключении напомню о бунтарской серии анекдотов о сверхскорости, сверхточности и прочих сверхспособностях. Например: "Что такое сверхскорость? Это когда плюешь с десятого этажа, успеваешь сбежать вниз и получить плевок себе на макушку."

Хотелось бы заметить, что очень часто при бунте в исполнении фантастических персонажей имеется некоторый элемент стеба над этим персонажем. Вспомните глупого ежика, который вдруг забыл, как дышать. Или вспомните того сверхскоростного супермена, который в результате плюнул сам себе на голову. Я думаю, что этот стебовый элемент призван ослабить нашу зависть к персонажу. Ведь зависть является одним из неприятных ощущений, противоположных радости. Мы, реальные, не способны повторить действия фантастического персонажа. Поэтому надо его слегка унизить, чтобы нам не было обидно и завидно.