Что такое
атеизм?
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Начну с отвлеченного, нейтрального примера, на котором продемонстрирую один фокус.

Что такое "бык"? Допустим, подразумевается животное, самец коровы. Тогда корова - это не бык, теленок - это не бык. Утверждение "у некоторых быков есть вымя" будет неправдой.

А вот у биологов словом "бык" называется не только самец, но и весь этот вид "bos taurus taurus" ("бык домашний"). Тогда и самец, и самка, и детеныш - все они относятся к быкам. В этом случае утверждение "у некоторых быков есть вымя" будет правдой потому, что некоторые из быков - самки.

А если подразумевать под быком опору для моста? Тогда получается опять неправда. И даже то, что "у быков бывают рога" - тоже неправда.

Вывод: правдивость утверждений насчет быков зависит от того, что понимать под словом "бык".

А теперь то же самое про атеизм. Правдивость утверждений насчет атеизма зависит от того, что понимать под словом "атеизм", кого включать в список атеистов.

У атеистов не существует строгой организации, как у РПЦ или военно-воздушных сил, нет никакого "комитета по стандартизации". Поэтому атеисты могут допускать самые разные трактовки понятия "атеизм", и никто не пытается заставить их "ходить в ногу".

Рассмотрим пример. Допустим, у нас есть какой-нибудь коммунист Семен Семеныч, фанатичный до одури. Он истово верит в непогрешимость Ленина, в правильность любого его мнения, записанного в многотомном собрании сочинений. Он воспринимает слова Ленина как откровения в последней инстанции, как непререкаемую истину.

Вопрос: Семен Семеныч - атеист? Ответ: смотря кого считать быком (атеистом)!

Для Иван Иваныча атеизм не допускает веры в непогрешимость Ленина или кого-либо еще. Тогда Иван Иваныч будет считать, что Семен Семеныч - верующий, но не атеист. Для Петра Петровича атеизм допускает такого рода веру. Тогда Петра Петрович будет считать, что Семен Семеныч - полноценный атеист. Кто из них прав? Оба правы, с учетом разного понимания слова "атеист".

В формальное логике использование одного и того же слова в разных смыслах запрещено. Однако в жизни это случается сплошь и рядом. Я буду называть этот фокус "эффектом быка". Он состоит в том, что даже небольшое расхождение в понимании смысла одного слова может привести двух людей к противоположным выводам и взаимному непониманию.

Слово "а-те-изм" состоит из трех частей: "а" - означает отрицание; "те(ос)" - значит "бог"; "изм" -"учение" (или что-то подобное). Возможны два варианта: а ... (те ... изм) и (а ... те) ... изм, между ними незначительная разница по смыслу. А дальше начинает работать "эффект быка".

"А-" - это отрицание, но какое? Это легкое сомнение, твердое личное убеждение, знание, которое человек хочет "нести в массы", или это ненависть, ради которой человек готов убить? Например, агностики отрицают утверждение "боги есть" (и утверждение "богов нет" - тоже). Это достаточно сильное отрицание, чтобы считать агностицизм подвидом атеизма или это отдельный вид?

-Изм" - учение. Какое? Может, это должна быть некая наука? Научный атеизм или что-то в этом роде? А может, это такая религия (истово верю в то, что бога нет, а Ленин - круче всех!)? Так что это за -изм - наука, религия, мировоззрение?

"Те(ос)". Трудно дать определение "богу". Скажем, Ленин - это уже бог для коммунистов или еще нет? А святые - это такие мелкие боги у православных или еще нет?

Насколько широка область отрицания? Должен ли атеизм как-то отрицать богов или вообще все сверхъестественное или вообще веру во что-либо?

Надеюсь, я вас достаточно запутал. Теперь быстренько распутаю.

Между всеми этими трактовками есть нечто общее, но нет четкой границы, где допустимые "правильные" трактовки, а где - неправильные.

Общее во всех определениях атеизма - это наличие 2 условий:

1. Есть некое отрицание.
Не уточняется, насколько это отрицание интенсивное, уверенное и агрессивное.
Но есть некий минимальный предел: должно быть хотя бы сомнение.

2. Отрицание направлено против определенных объектов из следующего списка: боги, религии, религиозные организации, верования.
Не уточняется, насколько большим должен быть этот список.
Но есть некий минимальный предел: требуется отрицание богов, похожих на нескольких конкретных персонажей из самых популярных религий: Иеговы, Аллаха, языческого пантеона. Насчет Будды уже не совсем однозначно.

Вот и все дела с определением понятия атеизма.

Мнение о том, будто слово "атеизм" имеет какое-то единственно правильное определение - это первая легенда об атеизме. На самом деле, de facto, атеизм демократичен. В зависимости от своих убеждений и предпочтений каждый конкретный атеист имеет возможность выбрать свой вариант атеизма. Но в пределах условий 1 и 2. Иногда некоторые конкретные атеисты пытаются навязать свое мнение другим, как единственно верное. Но из-за того, что атеизм демократичен, у них ничего не получается.