Bard - Справка |
|
Создать новую звуковую запись "с нуля" (пустую)
Для этого:
Диалог параметров новой записи выглядит так:
По-умолчанию выставлены наиболее универсальные параметры, так что, если нет желания разбираться в них, можно сразу нажать "Готово".
Увеличение всех параметров (частоты дискретизации, количества каналов, количества бит при кодировании, длительности) ведет к увеличению размеров файла. Файлы большого размера обрабатываются медленнее.
Уменьшение всех параметров ухудшает качество звука в той или иной степени в тех или иных обстоятельствах.
Разумный компромисс зависит от того, что вам нужно.
Обработка звука любым редактором во многих случаях приводит к ухудшению качества. Степень ухудшения зависит от тех исправлений, которые делаются. Это происходит из-за того, что точность компьютерных вычислений ограничена, и некоторые вычисления неизбежно ведут к появлению ошибок округления. Чем больше изменяется запись, тем больше ошибок накапливается. Они могут быть незначительными, но при достаточном количестве изменений ухудшение качества может стать заметным на слух (а может и не стать).
Поэтому в ряде случаев может быть разумным сделать некоторый "запас" качества, поставив более высокие параметры.
Если вы используете в работе фрагменты других записей, которые уже имеют определенные параметры, то копирование их в файл с более низкими параметрами ухудшит качество. Копирование их в файл с более высокими параметрами качество не улучшит, так что увеличение параметров в этом случае не имеет особого смысла. Это относится и к синтезу музыки на основе образцов звучания инструментов, записанных в низком качестве: увеличение параметров, скорее всего, не поможет улучшить качество.
Тип RIFF/PCM - стандартный формат без сжатия звука, его понимают обычные музыкальные проигрыватели. Файлы этого типа обычно имеют расширение .wav. Тип Bard предоставляет больше возможностей (если они вам нужны), но он нестандартный и используется только в данной программе. Программа позволяет преобразовывать из одного типа в другой.
Для большинства применений наиболее разумный выбор - 44100 Гц. Эта частота, во-первых, стандартная для всех современных компьютерных систем и, во-вторых, обеспечивает достаточно высокое качество звучания.
Частоты ниже 22050 Гц не подходят для записи музыки - ухудшение качества будет слишком заметным. Однако для записи речи вполне годится и 8000 Гц, если достаточно, чтобы речь была различимой (получится звучание, подобное голосу в телефоне).
Частота 96000 Гц дает некоторый "запас качества", который может быть полезным для того, чтобы округления при вычислениях меньше сказывались на качестве окончательной записи. Однако делать с такой частотой окончательную запись не рекомендуется по многим причинам. Как правило, увеличение размеров файла в два раза не окупается.
На слух различить записи с частотой дискретизации 96000 Гц и 44100 Гц теоретически возможно, но практически для этого требуется совпадение множества обстоятельств. Во-первых, не всякая звуковая плата сможет воспроизвести запись с дискретизацией в 96000 Гц. Во-вторых, если и воспроизведет, то не факт, что физический сигнал получится другим, более точным. В-третьих, если и будет другим, то не факт, что наушники или колонки слушателя смогут воспроизвести различия между сигналами. В-четвертых, акустика помещения может свести на нет все различия. Хороший слух - последний фактор, до которого дело обычно не доходит. В такой ситуации гораздо проще убедить себя, что какая-то запись звучит лучше, чем добиться лучшего звучания на самом деле.
Для записи музыки желательно выбирать режим "стерео", а для записи речи - режим "моно". Режим "стерео" позволяет создать иллюзию оркестра, в котором инструменты расположены в разных направлениях по отношению к слушателю. Образцы звучания инструментов надо готовить в режиме "моно", чтобы потом этот инструмент можно было "расположить" как угодно.
Иногда нужно работать с партиями разных инструментов по отдельности. В этом случае можно установить число каналов более двух, резервируя 1 канал под каждый инструмент (и для каждого инструмента указать расположение в пространстве). Для этого выберите формат Bard. Такая запись не является стандартной, но она может проигрываться и обрабатываться только в данной программе. В окончательной записи нужно объединить каналы вместе ("микшировать"), чтобы получить стандартный .wav файл.
Кодирование 16 битными целыми числами является стандартным. Это кодирование надо применять для окончательной записи. Существует низкокачественное кодирование 8 бит, но оно в данной программе не поддерживается (такие записи можно проигрывать, но не редактировать). Файлы с 32-битным кодированием являются нестандартными, они могут проигрываться и обрабатываться только в специальных программах. Для программы Bard также предусмотрены 32-битные форматы, которые могут проигрываться и редактироваться только в этой программе. Файл с 32-битным звуком всегда можно преобразовать в 16-битный и обратно.
Для 16-битного кодирования существует предельная амплитуда сигнала 32767 единиц. Она соответствует максимальной допустимой громкости для звуковой платы, наушников и другой воспроизводящей аппаратуры. Однако при суммировании ("микшировании") нескольких громких записей может получиться величина больше предельной. В этом случае качество звучания резко ухудшается, появляется дребезжание и щелчки ("артефакты"). А главное, потом практически невозможно вернуть записи прежнее качество.
32-битные форматы лишены этого недостатка. Они имеют большой запас кодирования. Если при суммировании или другой обработке получатся величины больше предельных, то потом всегда можно снизить амплитуду сигнала до допустимого уровня и вернуть нормальное качество звучания. Это удобно, когда идет работа со множеством инструментов - не приходится беспокоиться о том, чтобы их совместное звучание находилось в пределах допустимого.
Также 32-битные форматы создают "запас качества", который поможет избежать ухудшения звучания после многократных изменений в записи.
Программа Bard поддерживает два 32-битных формата: целый и с плавающей точкой. Они имеют незначительные различия в том, что касается устойчивости к ошибкам округления. Формат с плавающей точкой лучше применять, если вы много манипулируете с усилением/ослаблением звука. А целый формат лучше применять, если вы делаете много наложений/вычитаний. Если вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте формат с плавающей точкой.
При создании файла можно указать длительность звучания. Это только предварительная величина, потом ее легко изменить в процессе редактирования. В большинстве случаев подойдет длительноcть, установленная по-умолчанию (1 секунда). Можно установить и нулевую длительность.
Программа Bard допускает работу с файлами размером более 4 Гб. При этом файлы размером более 2 Гб, скорее всего, будут некорректно обрабатываться программами-проигрывателями, даже если это стандартный формат .wav. Такие файлы обычно и не нужны, так как стерео-запись длительностью в целый час занимает только 600 Мб (при частоте 44100 Гц).
Однако, если при создании файла вы задали много каналов (для множества инструментов) и выбрали 32-битное кодирование, то размер файла может превысить 2 Гб даже при меньшей длительности. Программа Bard корректно сохраняет и редактирует такие записи, а после микширования всех каналов и преобразования в 16-битный формат, объем окончательной записи снижается до приемлемых размеров.
Окончательная запись может быть дополнительно сжата с помощью форматов MP3, OGG и тому подобных. При этом может снижаться качество звучания, но объем записи становится более приемлемым для распространения через Интернет и тому подобными путями. Распаковка, как правило, не снижает качество записи, а каждое новое сжатие может несколько его снижать. Поэтому многократное "сжатие" и "распаковывание" может негативно сказаться на качестве записи.
Для редактирования используется несжатый ("распакованный") формат (RIFF/PCM), такие файлы обычно имеют расширение .wav. Программа Bard умеет "распаковывать" сжатые файлы для редактирования и "сжимать" обратно. Она также может проигрывать сжатые файлы без предварительной распаковки.