Приятно возвыситься над другими, но особенно приятно возвыситься над великими. Ясно, что трудный путь для честолюбия - совершить нечто великое - в данном случае особенно сложен. Остается легкий путь - через унижение других. По этому пути с радостью ходят даже великие, ведь и они велики не во всем.
Позднее мы поговорим о низвержении идолов, которых нам пытаются навязать. Но есть и такие идолы, которые нам уже успешно навязаны. Это - великие и прославленные люди, которые заслужили свою славу действительно яркими и замечательными делами. Люди искусства - артисты, художники, композиторы, писатели, знаменитые ученые и изобретатели, харизматичные политики, выдающиеся спортсмены, космонавты и так далее, и тому подобное.
Людская молва возносит их высоко над толпой. Часто эта молва преувеличивает достоинства кумиров, однако помнить одного героя несколько проще, чем множество. Например, согласно истории науки, Альберт Эйнштейн не был одиноким создателем Теории Относительности. Его вклад велик, без сомнения. Но очень и очень серьезен вклад его современников, в первую очередь Лоренца и Пуанкаре и еще около десятка физиков, имена которых, к стыду своему, я не могу сейчас припомнить. Без этого вклада создание Теории Относительности вообще не состоялось бы. Тем не менее, идолизирован и идеализирован оказался только Эйнштейн, а имена остальных знакомы, в основном, лишь физикам.
Рядом с идолами люди кажутся самим себе незначительными и мелкими. Словно Моськи рядом со Слоном. Велико искушение обтявкать Слона, низвести его до собственного уровня, а лучше еще ниже. Существует целая область стеба, которая занимается тем, что унижает самых разных кумиров. Принцип действия состоит в том, чтобы обратить внимание зрителей на недостатки идола, выпятить и утрировать их. Показать тем самым: посмотрите, ваш великий не столь уж и велик.
Пародийный жанр направлен преимущественно на политиков и артистов. Они постоянно на виду у публики. Поэтому нетрудно изобразить их так, чтобы зритель понял, о каком кумире идет речь. Затем надо усилить видимые недостатки, преувеличить их так, чтобы они стали заметны и очевидны. Нужен талант артиста и подражателя, чтобы сымитировать жертву достаточно похоже. Что же касается технологии юмора, то тут все довольно просто, как видите. Просто подражание наиболее редким (узнаваемым) чертам и, одновременно, обнаружение и усиление недостатков.
Что касается известных писателей, композиторов и ученых, то тут у Мосек возникают серьезные затруднения. Эти люди в большинстве своем не на виду, так что публика плохо знает даже их внешность. Вот разве что только внешность Эйнштейна стала прототипом для многочисленных штампов. Этому штампу даже придумано название: "сумасшедший профессор" или "сумасшедший ученый".
Что самое узнаваемое в этих случаях? Очевидно, само творчество. Открытия, книги, предметы искусства. Но эти плоды труда замечательны. Именно за них автор и прославился. Придраться к ним оказывается очень и очень сложно. Но все же можно. Можно что-нибудь где-нибудь намеренно испортить. Зритель поймет, каков первоисточник. Зритель поймет, что теперь замечательное произведение искусства выглядит глупо и несуразно. Эффект унижения. И хотя сам автор таких глупостей не делал, он все равно оказывается связан с глупостью и унижен хотя бы косвенно. Что и требовалось достичь.
Иногда и сами авторы дают хороший повод поглумиться над собой. Я говорю о римейках. Бывает, создадут замечательный в своем роде фильм. Или напишут гениальную книгу. Ошеломляющий успех. Пишется (или снимается продолжение). Часто оказывается, что и продолжение весьма успешно. Тогда продолжения создаются снова и снова, например, снимается сериал. И неизбежно возникают повторы, избитые сюжетные ходы, и так далее. Появляется и повод для Мосек, чтобы потявкать.
Чтобы показать, насколько точно работает основной закон сатиры, я в завершение скажу о космонавтах, летчиках испытателях, героях войны. Тоже люди замечательные, известные и даже внешность их часто бывает публике хорошо известна. Однако они рискуют жизнью и здоровьем там, где не рискнули мы. По этой причине оскорблять их считается аморальным. Поэтому в полном соответствии с основным законом сатиры унижение этих кумиров смеха не вызывает. Аналогично никто не смеется над религиозными деятелями, над известными хирургами. А вот спортсмены находятся на грани. Те, кто прославил страну рекордами, получают как бы иммунитет от насмешек. А те, кто сам себя "прославил" какими-нибудь глупыми выходками, автоматически становятся предметом стеба.