Биокомпьютер получает информацию из внешней среды и от других частей тела через органы чувств. Эта информация распространяется в виде сигналов по нервам и достигает спинного или головного мозга. Компьютер получает сигналы через устройства ввода. Устройства ввода и органы чувств будем далее именовать единым термином - рецепторы.
Рецепторы - это устройства, преобразующие физические воздействия в сигналы, которые переносят информацию внутри (био)компьютера.
Заметьте тот факт, что методы получения информации об окружающей среде у компьютера и биокомпьютера довольно похожи, а вот способы получения информация о внутренней среде - очень разные. В компьютере происходит диагностика микросхем или блоков обычно с помощью программ-тестов. А внутри биологического организма о неполадках свидетельствуют химические, температурные, механические раздражения: боль, тошнота, жар. Этот факт легко объясним: внешняя среда у компьютера и биокомпьютера - одна, зато основа внутреннего строения - принципиально разная: вместо белковых соединений - полупроводники, вместо циркуляций жидкостей - циркуляция электронов. Вот и выходит, что внешние рецепторы могут быть похожи, а внутренние - нет.
Не следует относить к рецепторам разного рода съемные носители информации - дисковые и прочие накопители. Накопители относятся к памяти (см. ниже). Они не преобразуют воздействия окружающей среды в сигналы.
Если через рецепторы информация поступает извне, то через что она выходит обратно, что происходит с сигналами, покидающими нервную систему? У человека они приводят в движение различные мышцы. Выходящая наружу информация представляет собой жесты, мимику, звук, печатный или рукописный текст, рисунки. Органы биокомпьютера или устройства компьютера, через которые информация поступает во внешнюю среду, будем именовать общим словом - эффекторы (от англ. effect - действие). Компьютерные устройства вывода информации (эффекторы) - это дисплей, динамики, принтер и сетевой кабель.
Эффекторы - это устройства, преобразующие внутренние сигналы (био)компьютера, в физические воздействия на внешнюю среду.
Дисплей и принтер соответствуют рисованию, письменности и мимике. Лицо у человека не столь подвижно, как у обезъяны, много на нем не изобразишь - так что приходится применять вспомогательные средства: бумагу и что-нибудь пищущее. Зато каракатицы способны обойтись без дополнительных орудий. У них есть нечто вроде дисплея - на коже множество цветных "пикселов", которые можно прятать и показывать. Это позволяет моллюску воспроизводить то изображение, которое он видит глазами, и некоторые абстрактные "картинки".
Динамики компьютера и мембраны в них соответствуют горлу и голосовым связкам, так что и здесь человек создает ЭВМ по своему образу и подобию. И лишь сетевой кабель не имеет аналога у биокомпьютера. К сожалению, невозможно мозг соединить с мозгом, напрямую прередавая электрохимические импульсы в другой мозг именно как электрохимические импульсы. Только такой эффектор мог бы быть прямым аналогом сетевого кабеля.
Разнообразные измерительные приборы могут служить продолжением рецепторов как компьютера, так и биокомпьютера. То же самое можно сказать и о механизмах - ими может управлять и человек, и ЭВМ, то есть, они могут действовать как продолжение эффекторов.
Мозг человека состоит из миллиардов клеток нейронов, а также прочих клеток, например глиальных (выполняющих роль механической основы) и клеток, из которых состоят кровеносные сосуды. От каждого нейрона отходит множество отростков - дендритов и аксонов. Внутри нейрона повышена концентрация одних ионов, а снаружи - других, в результате чего возникает электрическое напряжение между внешней и внутренней поверхностью отростка. Импульс в нервной системе представляет собой цепную химическую реакцию, напоминающую горение бикфордова шнура или падение костяшек домино. Когда по аксону или дендриту проходит сигнал, то на его поверхности открываются своего рода "каналы", через которые устремляются ионы, что вызывает скачок напряжения в обратную сторону. Соседние каналы реагируют на этот скачок тем, что тоже открываются, отчего по соседству тоже происходит скачок напряжения, и так далее, и так далее. В результате импульс распространяется вдоль аксона. После того, как импульс проходит, "каналы" закрываются, и включаются микроскопические "насосы", которые очень быстро восстанавливают прежнюю концентрацию ионов; и вскоре нейрон оказывается готов к передаче следующего импульса.
Скорость распространения нервного импульса составляет всего порядка 25 метров в секунду. Это значит, что одиночный нервный импульс может пересечь мозг из конца в конец примерно 200 раз в секунду. Конечно, это не идет ни в какое сравнение с быстродействием современных процессоров, выполняющих триллионы операций в секунду.
В компьютере информация кодируется в виде битов, каждый из которых представляет собой одиночный (дискретный) скачок электрического напряжения за счет сдвига электронов вдоль проводника. Биты посылаются группами, чаще всего по 8, 16, 32, 64 штуки, и каждая группа кодирует определенное число в двоичной системе счисления. В биокомпьютере информация кодируется серией нервных импульсов. "Величина" сигнала тем больше, чем выше частота импульсов. Нейроны способны генерировать до 100 импульсов в секунду. Частота импульсов может плавно меняться (по крайней мере у некоторых нейронов). Такое кодирование информации называется аналоговой частотной модуляцией. Метод кодирования в современных компьютерах называется дискретной амплитудной модуляцией. При любом типе модуляции аналоговый сигнал может кодировать гораздо более широкий спектр величин и нести больше информации, чем дискретный сигнал, однако эта информация гораздо сильнее подвержена искажениям и может быть легко потеряна "в дороге" частично или полностью. В результате компьютер оказывается более надежным хранилищем информации, а биокомпьютер - более емким.
По сложности современные компьютеры в 2005 году сильно уступают биокомпьютерам. В микросхемах самой современной персоналки содержится 100-300 миллионов транзисторов (~108). В мозгу человека содержится по разным оценкам от 10 до 1000 миллиардов нейронов (1010 - 1012). При этом каждый нейрон имеет в среднем 1000 соединений с другими нейронами и очень сложную внутреннюю структуру, в то время как транзистор имеет всего три соединения и примитивнейшее строение. Это значит, что нейрон как минимум в 333 раза сложнее транзистора, а мозг в целом по самым-самым скромным и заниженным подсчетам в 10 тысяч раз сложнее процессора Pentium 4 или процессора видеоплаты. Это значит, что компьютер также проигрывает мозгу и в вопросе миниатюризации, поскольку 10 тысяч процессоров Pentium 4 никак не влезут в объем черепной коробки.
При оценке сложности мы не учли объем памяти, поскольку сравнивать еще нечего. Объем памяти компьютера известен - он может достигать 1015 битов и более. Но объем памяти биокомпьютера оценить крайне трудно. Информация в нем передается аналоговым способом, так что количество этой информации проблематично перевести в те же единицы (биты). Но это - еще полбеды. Главная проблема в том, что способ хранения информации для биокомпьютеров пока неизвестен. Быть может, внутри самих нейронов есть какие-то элементы памяти.
Компьютерная память по большей части находится вне центрального процессора, в дополнительных микросхемах и устройствах. Внутри процессора есть своя память, но ее объем невелик: порядка несколько миллионов бит.
Неизвестно и то, какая часть информации, поступающей в мозг, остается в нем. Есть вероятность, что очень большая часть, поскольку под гипнозом человек способен вспомнить очень многое из того, что, казалось бы, напрочь забыл.
Многие свойства памяти создатели компьютеров также скопировали у природы. Например в данной статье автор находит множество совпадений в том, как выглядит работа человеческой памяти (с субъективной точки зрения) и как работает память реального компьютера. Все эти понятия, которые употребляет автор,- ссылка, объект, локальный и глобальный объект - взяты из языков программирования. Также можно добавить, что в компьютере существует своя кратковременная и долговременная память, причем, в полном соответствии с живой памятью кратковременная - быстрее, а долговременная - вместительнее.
Однако кибернетики, естественно, не стали воплощать в комьютерах то свойство памяти, которое нас постоянно раздражает - способность забывать то, что не хочется забывать и неспособность забыть то, что хочется забыть. Компьютер этим недостатком не обладает: он безотказно вспоминает и безотказно забывает.
Мы отделяем память от остальных внутренних элементов компьютера и биокомпьютера по причине примитивности и очевидности ее работы: информация просто записывается однажды и считывается позднее столько раз, сколько нужно в том же виде, в котором была записана. Понятно, что эта схема работы не идет ни в какое сравнение с главным содержимым: алгоритмами, программами. Сами программы записываются в память, конечно, но программы имеют свою дополнительную сложную структуру.
На схеме показаны основные элементы компьютера и биокомпьютера и направление потоков информации между элементами. "Процессорами" называется та часть компьютера или биокомпьютера, которая находится на пути информационных потоков от эффекторов, от памяти к акцепторам и к памяти. Направление информации от процессоров к памяти соответствует запоминанию. Направление от памяти к процессорам соответствует воспоминанию.