Иногда разумность определяют как способность к обработке информации. Однако понятия "обработка", "информация" и даже их сочетание имеют слишком широкий спектр значений. Чтобы признать существо разумным, действительно необходимо, чтобы оно могло обрабатывать информацию. Однако не всякая обработка информации свидетельствует о разумности.
Предположим, что имеется некоторый комплекс ощущений и реакций для отдельно взятого разума за
определенный промежуток времени от
Разум, если его рассматривать как "черный ящик", имеет своей задачей определять недостающую информацию по той, что есть в наличии. Давайте рассмотрим два самых распространенных варианта.
Прогноз. Пусть дана информация за предыдущий период времени:
Выбор. Пусть дана информация за предыдущий период времени:
Задача прогнозирования в простейшем случае решается поиском подходящих воспоминаний. Сначала мы ищем обстоятельства, похожие на нынешние (A). Далее вспоминаем, какие реакции были предприняты в тех обстоятельствах. Если реакции не похожи на заданные в условии (B), то придется искать другие воспоминания. Если же реакции похожи, то далее мы вспоминаем, к чему они привели (C). Эта информация и принимается как вероятное решение задачи. Можно искать в обратном порядке: сначала похожие реакции (B), затем вернуться в воспоминаниях еще немного в прошлое и вспомнить, какие обстоятельства этим реакциям предшествовали. Если те же самые (A), то теперь двигаемся в будущее, вспоминая о том, к чему эти реакции привели (C).
Задача выбора в простейшем случае также решается поиском подходящих воспоминаний. У нас есть нынешние обстоятельства (A), надо найти реакции (B), которые приведут к желанной цели (C). Сначала ищутся похожие обстоятельства (A), вспоминаем, что мы тогда делали (B) и убеждаемся, что результат был похож на желаемый (С). Если не похож, то поиск неудачен, и надо искать другие обстоятельства (A). Либо наоборот: вспомнить похожую цель (C), затем - как мы ее достигали (B) и проверить, были ли обстоятельства похожи на нынешние (A). Если обстоятельства непохожи, то поиск неудачен и надо снова искать, начиная с цели (C). Те реакции (B), которые были сделаны в прошлом, принимаются как вероятное решение задачи.
Если в памяти обнаруживается несколько подходящих вариантов, то возможен выбор среди них по тому или иному принципу. Конечно, такие способы решения - самые простые из возможных и самые распространенные, но могут быть и другие.
С точки зрения биологической эволюции умение организма решать подобного рода задачи очень важно.
Полезно уметь решать задачу выбора. Тогда в качестве известных данных в нее подставляются ощущения и реакции из прошлого (A), а также "положительные" ощущения в будущем (C). В результате обработки будет получена информация о том, какие реакции (B) надо предпринять, чтобы добиться "положительных" ощущений. В результате организм, умеющий именно так обрабатывать информацию, будет чаще достигать "положительных" ощущений.
Еще полезнее уметь решать задачу прогнозирования. Здесь в качестве известных данных в нее подставляются ощущения и реакции из прошлого (A), а в качестве будущих реакций (B) те, что организм собирается совершить. В результате обработки будет получена информация о том, какие ощущения (C) ожидаются от таких реакций, не будут ли они "отрицательными". В результате организм, умеющий именно так обрабатывать информацию, будет чаще избегать "отрицательных" ощущений.
Если исходить из принципов эволюции, то какие ощущения должны быть "положительными", а какие "отрицательными", чтобы эволюция организма шла успешно? "Положительными" будут те, которые непосредственно связаны с возможностью оставить жизнеспособное потомство. В том числе скорейшее достижение половой зрелости и продление этой зрелости как можно дольше. Что для этого нужно? Во-первых, потреблять энергию из окружающей среды, то есть питаться. Во-вторых, предпринимать реакции, непосредственно связанные с продолжением рода (размножение). В-третьих, помогать потомству потреблять энергию из окружающей среды (забота о потомстве).
"Отрицательными" ощущениями будут те, которые мешают задаче продолжения рода. Например, боль - как признак нарушения нормального функционирования тела. Или голод - как признак надвигающейся нехватки энергии. Часто "отрицательное" ощущение идет в паре с "положительным". "Отрицательное" - до того, как будет исполнена правильная реакция, а "положительное" - после. Например, голод и сытость. "Положительные" ощущения часто приятны, а "отрицательные" - болезненны.
Два типа задач могут решаться попеременно. Например, дикарь отдыхал и вдруг ощутил голод. Делается прогноз: если, ощущая голод (A1), продолжать отдыхать (B1), то в результате ощущение голода будет усиливаться (C1). Ощущение неприятное. Теперь вместо ощущения голода берется парное приятное: сытость (C2). Решается задача выбора: если, ощущая голод (A1), хочется добиться сытости (C2), то надо предпринять следующее: убить того крокодила и съесть (B1). Далее, снова прогноз: если, ощущая голод (A1), попытаться убить крокодила (B1), то по ходу боя он может крепко покусать (C3). Значит, решение (B1) не годится, надо искать другое. И так далее...
Выше мы описывали самые простые пути решения основных типов задач. Эти решения основаны на сравнении с прошлым опытом, который извлекается из памяти. А что если подходящая информация в прошлом не обнаружена? Или обнаружено что-нибудь, но недостаточно похожее? Тогда надо решать задачу выбора по какому-то другому алгоритму.
Эти алгоритмы я буду называть моделями, а мысленное исполнение соответствующего алгоритма - рассуждением.
Наиболее распространенным и универсальным алгоритмом решения задачи выбора является перебор вариантов выбора и построение для них прогнозов. Это значит, что мы пробуем мысленно разные варианты реакций и ищем среди них те, что ведут к нужной цели.
Теперь то же самое, но более строго. Пусть дана информация за предшествующий период (A) и определена желаемая цель (C) с "положительными" ощущениями. Требуется найти реакции (B), ведущие к цели. Сначала решается задача выбора, получаем результат - совокупность реакций (B1). Если нет достаточной уверенности в правильности результата, то затем на основе (A) и (B1) решается задача прогнозирования, получаем еще один результат - совокупность ощущений (C1). Если результат (C1) включает в себя желаемый результат (C) и не включает в себя дополнительно "отрицательных" ощущений, то решение найдено: (B1). Иначе возвращаемся к первому шагу и снова пытаемся решить задачу выбора, получить другую реакцию (B2), и так далее.
Модели могут быть разного качества. Для хороших моделей рассчитанный результат сбывается чаще, а для плохих - реже. Качество модели зависит от ее составляющих. Во-первых, от ощущений. Если входной информации недостаточно, или она неточна, то решение получается менее точным. Во-вторых, от реакций. Если реакции трудны для исполнения, тогда больше шансов неудачи. В-третьих, от алгоритма, лежащего в основе самой модели - то есть, от рассуждений. Если в рассуждениях были допущены ошибки, то результат, скорее всего, окажется неправильным.
Способность к прогнозированию является большим козырем в борьбе за выживание, однако не единственным путем из возможных. Эволюция может сделать животное сильным, чтобы уничтожать опасности; быстрым, чтобы убегать от опасности; защищенным, чтобы игнорировать опасность; или же умным, чтобы не попадать в опасную ситуацию. Эволюция акул пошла по первому пути, эволюция антилоп - по второму, эволюция черепах - по третьему, эволюция людей - по четвертому.
Точно также способность к точному выбору является полезным, но не единственным путем развития. Эволюция может сделать животное сильным и ловким, чтобы разные реакции были доступнее; хорошо защищенным, чтобы последствия неправильных реакций не грозили смертью; быстро размножающимся, чтобы смерть при неправильном выборе не имела большого значения; или же умным, чтобы делать выбор оптимальнее.