Осознание и рефлексия
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Осознание и рефлексия

Когда говорят о животных, то часто утверждают: зверушки реагируют только согласно своим инстинктам и рефлексам. Однако, очень часто можно услышать и сомнения в такой точке зрения. Эти сомнения становятся легко понятными, если мы применим IMM. Сознательное и бессознательное отличаются только наличием или отсутствием мыслей (замысла и осмысления). А мысли не взаимодействуют с внешним миром, с ним связаны лишь ощущения и реакции. Легко обнаружить приборами импульсы, которые идут от органов чувств по нервам в мозг (ощущения). И легко обнаружить импульсы, идущие из мозга в мышцы (реакции).

Далее, под словом "мысли" в IMM подразумеваются только мысли, сохранившиеся в памяти хотя бы ненадолго. Эти мысли с точки зрения приборов выглядят как нервные импульсы в головном мозгу. В то же время, существует подсознание и какие-то процессы в мозгу, которые тоже выглядят как внутренние нервные импульсы, но в памяти потом не остаются. Если бы мы знали, где находится память, и как она функционирует, тогда бы мы могли проанализировать: а не идут ли у животных импульсы в область памяти и не исходят ли оттуда подобные импульсы позднее? Уходят эти импульсы в пустоту или влияют на реакции? Однако, насколько мне известно, сейчас наука не может отличить нервные импульсы, связанные с памятью, от других. Поэтому экспериментально мы не можем доказать тот факт, что животные не мыслят.

Но ведь мы знаем, что животные помнят? На самом деле мы знаем только то, что животные реагируют на некоторые ощущения, похожие на прежние. Пугаются или проявляют агрессию в ответ на те ощущения, которые похожи на ощущения, которые ранее приносили боль. Или радуются в ответ на те ощущения, которые ранее приносили удовольствие. Но мы не знаем, способны ли они просто вспоминать, когда извне не приходит похожее ощущение. То есть, способны ли они в любой момент воспроизводить в форме воспоминаний свои прошлые ощущения или реакции?

Ясно, что у людей такая способность есть. Предположим, что она возникает на каком-то этапе эволюции. Что может дать новообретенная способность живому организму? Если воспоминания исчезают впустую, такая способность ничего не дает. А что если эти воспоминания заменяют собой настоящие ощущения и реакции? Пусть не полностью, а хотя бы частично? В этом случае возникает множество самых разнообразных следствий.

Во-первых, многократное воспроизведение прошлого способствует выработке новых условных рефлексов. Известно, что для процесса дрессировки важно многократное повторение. Воспоминания позволяют достигать многократных повторений без самих повторений. Без лишнего риска и без лишних затрат энергии на это. В результате, животные с хорошей способностью к воспоминаниям будут выглядеть как легче поддающееся дрессировке. Но это - только первый этап.

Во-вторых, если есть способность к прогнозированию, но нет разитой способности к воспоминаниям, тогда исходными данными для прогноза являются только текущие ощущения. А если воспоминания есть, то исходных данных гораздо больше. Можно выбрать среди них наиболее подходящие и получить лучший прогноз.

Если мы теперь рассмотрим мечты, то увидим полезность и этого феномена. Мечты позволят конструировать новые цели, помимо тех, которые заложены природой и прямо связаны с нынешними ощущениями. Например, ощущение голода может вызывать немедленное появление конечной цели: пожрать. Далее включается система прогнозирования - что делать, чтобы пожрать. Но что если вдруг мечта о насыщении возникнет раньше, чем голод? Тогда такой первобытный человек станет искать пищу и обнаружит, что иногда выгодно создавать запасы заранее.

Наконец, и фантазии оказываются полезны, когда речь идет о решении задачи выбора. Например, надо перелезть через высокий забор за едой. Перепрыгнуть не удается, но рядом стоит легкий ящик. Кошка не догадается подвинуть его и перемахнуть через забор в два прыжка. Потому, что у нее нет фантазии представить себе то, чего еще не было: ящик у забора, и как она его двигает. А вот обезъянка через некоторое время находит решение. Такое поведение служит аргументом в пользу наличия фантазии у приматов.

Что объединяет все эти случаи? А объединяет их то, что на вход системе обработки информации подаются не только текущие ощущения и реакции, но и их заменители: из прошлого (воспоминания), из будущего (мечты) и сконструированные (фантазии).

Важнейшим случаем является сохранение в памяти мыслей для их последующей обработки. Это полезно для различных рассуждений и вычислений. Например, при сложении двузначных чисел запоминается мысль о переносе разряда. Мы говорим: "один в уме", подразумевая, что запомнили эту мысль. Позднее эта мысль понадобится при сложении следующего разряда:


1. 43 + 39
2. 3 + 9 = 12
3. запомнить 2 как первую цифру результата
4. запомнить 1 как перенос разряда
5. воспоминание: какие следующие две цифры? (мысль 1)
6. 4 + 3 = 7
7. воспоминание: был ли перенос разряда? (мысль 4)
8. 7 + 1 = 8
9. запомнить 8 как вторую цифру результата
10. воспоминание: а какая была первая цифра? (мысль 3)
11. фантазия: объединить обе цифры результата
12. результат: 82

Выполняя подобные рассуждения, мы сохраняем в памяти яркий образ нескольких предыдущих шагов. Сведения о мыслях из более отдаленного прошлого подернуты дымкой забвения. Чем дальше в прошлое, тем меньше ярких воспоминаний, тем больше пробелов или неточностей.

Могут ли воспоминания о мыслях стать исходными данными для "черного ящика" разума? Да, разумеется. Цель такой обработки информации - это совершенствование самой системы, уточнение, отбраковка моделей. При этом одни модели (метамодели) применяются для анализа других моделей (субмоделей). В другой раз модели могут и поменяться местами. К примеру, можно математикой проверить инженерную конструкцию. А потом, измеряя фактические напряжения и деформации в готовой конструкции, проверить правильность математического расчета.

Я называю рефлексией или осознанием способность запоминать свои недавние мысли и использовать их раньше или позже в качестве исходных данных. Рефлексия имеет большое значение для осознания наличия разума у самого себя. Без рефлексии разум не может проанализировать сам себя и сделать вывод о собственной разумности.