Простейший вариант каламбура - искажении имени собеседника. Но такое искажение вызывает неудовольствие и эффект, противоположный радости. Гораздо лучше, если искажается имя третьего лица или какое-нибудь другое название. Когда получается смешно, то такой прием называется каламбуром. Не всякое искажение смешно. Я перечислю несколько распространенных вариантов.
У Фрейда под каламбуром понимается не очень удачное искажение, а удачное, красивое называется "игрой слов". Мы не будем вводить подобное деление, поскольку это чисто субъективное ощущение: удачно или неудачно, красиво или некрасиво. Также мы не будем вслед за Фрейдом классифицировать искажения по аналогии с искажениями в сновидениях. Кажется, что искажение любого типа неплохо подходит для каламбура.
Напомню основной закон юмора: сочетание эффекта неожиданности и эффекта быстрого озарения. Сама форма каламбура уже обеспечивает оба эффекта. Переход от неискаженной речи к искаженной обеспечивает неожиданность, а когда человек восстанавливает исходный, правильный текст по его искаженному варианту, тогда возникает озарение. Можно еще усилить реакцию, добавив намек. Получится двойной аникс: сначала понимание исходного слова, слабый аникс и слабая реакция, а потом еще одно быстрое озарение: да ведь в этом искажении содержится намек на дополнительный смысл! И эта вторая реакция будет усилена эффектом рефлекторного смешного (вспомните, мы говорили, что предыдущее смешное усиливает последующее).
Приведем примеры. "Госсекретарь США Коля Павлов" - искажение имени Колина Пауэлла, дополнительная неожиданность от контраста славянского имени и негритянской внешности. "Снятие сглаза по фотографии, снятие судимости по фотороботу" (М.Задорнов) - во второй фразе искажается первая фраза (слабый аникс) плюс намек на то, что второй случай - такое же шарлатанство, как и первое. "Депутаты - это депутаны" (М.Задорнов). Опять второй вариант искажает первый и содержит намек на продажность тех и других.