Умолчание
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Умолчание

Еще один прием, близкий к предыдущему в том, что опирается на неточность человеческой речи. Когда мы говорим, то пропускаем многие детали, умалчиваем о них. Например, говоря: "Маша ела кашу", мы умалчиваем о том, что Маша - это ребенок женского пола, а не медвежонок. Что ела кашу она, скорее всего из тарелки, ложкой, сидя на стуле за столом. Что каша сварена из крупы, а не из кошачьего корма. И так далее. Программисты называют такую необязательную информацию заданной по-умолчанию. Вся информация по-умолчанию берется из контекста: то есть, из знаний о том, что говорилось перед этим, по какому поводу, какая была тема, к чему это относилось.

Пропущенные детали непосредственно связаны с нашей способностью предсказывать заранее речь собеседника. Мы мысленно восстанавливаем недостающие детали так, как будто спросили о них и получили точный ответ. В свою очередь, рассказчик примерно представляет себе, какие вопросы вы можете задать, и старается пояснить детали, о которых он умолчал, но вы могли их понять неправильно.

Например, если речь идет о медвежонке, то слова могут выглядеть так: "Медвежонок Маша ела кашу". Или так: "Маша ела кашу. Маша - это наш медвежонок". Или так: "Маша ела кашу и измазала себе всю морду". Первый случай - простой текст, где детали, о которых нельзя умолчать, объясняются заранее. Второй случай - текст с умолчанием и последующим пояснением. В нем почти нет элемента неожиданности и совсем нет элемента озарения. Местоимение "наш" уже подсказывает, что речь идет не о девочке (кстати, попробуйте убрать местоимение и сравнить). Отгадку вам разжевывают, словно кашу, и кладут в рот. Наконец, третий случай представняет собой простенький аникс, который предоставляет аудитории самой догадаться о том, что слово "морда" намекает на животное.

Другой пример. Врач кричит: "Сегодня делаем только переломы!" - и разочарованные пациенты уходят. (М.Задорнов). Врач умалчивает о том, что они делают рентненовские снимки переломов, и сокращает свою речь. А если эти слова процитировать слушателям в зале, то можно все понять по-другому. Поначалу это звучит так, словно врачи ломают ноги. Это неожиданно. Но затем люди восстанавливают примерный контекст, в котором такое могло быть сказано, и понимают, что все вполне логично. Наступает озарение.