Другие приемы
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Другие приемы

Я перечислил не все расхожие способы создания аникса. Можно найти и ряд других. Все они действуют по тому же "основному закону юмора". Я коснусь их очень коротко, пояснив, где прячется элемент неожиданности, а где - элемент озарения.

Повторение

"Вообще геттингенские жители разделяются на студентов, профессоров, филистеров и скот" (Гейне). Повторение какого-то действия несколько раз приводит к тому, что аудитория ожидает очередного повтора, подобного предыдущему. Вместо этого (эффект неожиданности) говорится о чем-то принципиально другом. Озарение наступает, когда слушатель понимает, что новый элемент, который поначалу кажется чуждым, на самом деле имеет много общего с предыдущими. Для "особо одаренных" можно добавить пояснение. (Гейне добавляет: "все они немногим различаются между собой").

Сокращение

Сокращение само по себе не является большой неожиданностью, но содержит маленькую загадку, которую надо разгадать: восстановить полное слово по сокращенному варианту. Это дает эффект озарения. Для того, чтобы использовать сокращение в шутке, придется добавить какой-то элемент неожиданности. Сам факт сокращения может быть небольшой неожиданностью. Многие каламбуры представляют собой смешение двух слов в одном, причем каждое из слов оказывается сокращенным.

Расшифровки

"Оценка ОТЛ расшифровывается как Обманул Товарища Лектора. А оценка ХОР - как Хотел Обмануть, но Раскусили". В данном случае имеет место сокращение, но это сокращение не надо угадывать, оно дано. Неожиданностью оказывается другое - необычная расшифровка. Озарение просиходит от понимания, что эта расшифровка указывает на действительное положение вещей, хотя и отличается от традиционной.

Намек

Очень часто в аниксе содержится намек на отгадку. Если объяснить все прямо, то слушателю не придется мысленно искать ее, и не будет озарения. Можно не давать намека совсем. Но тогда отгадывание может затянуться более, чем на 10 секунд, а это портит аникс. В результате, когда отгадка трудна, то добавляют какой-нибудь намек на нее. То есть, дают полезную информацию, но не полную.

Недосказанность

Тоже - небольшая загадка. По началу фразы надо восстановить ее завершение. Так же, как и прием сокращения, недосказанность рождает эффект озарения. А неожиданность придется добавлить откуда-то еще, например, само отгаданное завершение фразы может быть неожиданным.

Эвфемизм

Эвфемизм - это "слово или выражение, заменяющее другое, неудобное для данной обстановки или грубое, непристойное" (словарь Ожегова). В случае аникса эвфемизм содержит прямой намек на непристойность.

Рифма

В наше время популярны короткие рифмованные двустишья или четверостишья, последнее слово в которых - матерное. Вместо него произносится нематерное, которое плохо рифмуется или не укладывается в размер. Отсутствие рифмы или несоблюдение ритма является одновременно и неожиданностью, и намеком на то, где надо поискать отгадку. Например: "Лягушонок на пруду, лопушком прикрыл ...нет, все-таки звезду".