В этой главе мы рассмотрим разные виды бунта, связанные с демонстративно легким преодолением запретов, накладываемых людьми.
Естественно, такая демонстрация не обязательно должна происходить перед лицом принуждающей силы. Это наоборот может ослабить эффект, благодаря страху, который противоположен радости. Также демонстрация по возможности не должна происходить в присутствии людей, которые считают это нарушение запретов аморальным. Снова сработает эффект, обратный радости - осуждение со стороны окружающих и собственной совести. В результате эффект от бунта может быть скомпенсирован. Такова ирония по отношению к начальству в присутствии начальства: вроде бы и бунт, а вроде бы и не смеешься.
Но демонстрация хороша в присутствии тех, кого эта сила пытается принудить так же, как и вас. У них можно найти сочуствие, именно для них такая демонстрация не аморальна. Не надо бояться осуждения или наказания с их стороны. Наоборот, они посмеются с вами.
В некоторых случаях полезно присутствие представителей ограничивающей силы, которые не способны или не решаются вам помешать или наказать вас. Это нужно тогда, когда надо напомнить сочуствующим или себе о том, против какого ограничения вы бунтуете.
Рассмотрим примеры.
Политический анекдот. Диктаторское государство может попытаться запретить свободу слова. Но оно бессильно контролировать общение между людьми, которые относятся друг к другу лучше, чем к государству, и не собираются доносить. Рассказывая политический анекдот в кругу друзей, вы демонстрируете легкое преодоление запрета на свободу слова, которое в публичных выступлениях опасно.
Низвержение идолов. Вы можете также смеяться над попытками общества или государства навязать вам своих идолов. В СССР этот тип бунта прекрасно сочетался с политическим анекдотом. Государство пыталось запретить свободу слова и, в то же время, пыталось навязать вам своих идолов в лице высших партийных руководителей. Политический анекдот создавал сразу три эффекта: 1) демонстрировал бунт по отношению к государству по поводу свободы слова, 2) демонстрировал бунт по отношению к государственной идеологии, которая пыталась навязать вам своих идолов и 3) в анекдоте часто происходил стеб над личностями самих идолов.
Ругательства. У каждого человека имеются свои ограничения на употребление ругательств. Своя граница допустимого, свой Ругикон, который не полагается переходить. Если некая социальная группа пытается навязать вам больше ограничений, чем вы хотите принять, вы можете ругаться, что называется "назло". Представление обычно рассчитано на тех, кто вместе с вами разделяет неприятие ограничения на эти слова и часто рядом присутствуют те, кто хотел бы, но не может или не решается помешать вашему бунту.
Дети смеются, когда их сверстники ругаются вопреки требованиям родителей и школы. Сильно наказанные ученики могут ругаться в присутствии преподавателей, поскольку им уже нечего терять. Простые люди смеются, когда демонстративно ругаются, в присутствии ханжи. Молодежь - в присутствии гораздо более старших людей, напоминающих им о родителях. Трамвайные хамы смеются, ругаясь друг с другом в присутствии остальных пассажиров, которые их осуждают громко или молчаливо, но в серьезный конфликт ввязываться не рискуют. Девочки хихикают между собой, когда ругаются вопреки стереотипу, что "девочки должны быть нежными". И так далее и тому подобное.
Пошлость. Ханжеское общество стремиться запретить общение на темы вроде секса, половых органов или дерьма. На эту тему очень много писал Фрейд. В применении к бунту мы видим, как люди смеются, услышав пошлый анекдот. Чем сильнее запрет, тем больше заметно бессилие, тем смешнее. И наоборот. Так что понятно, почему для детей, которым секс категорически запрещен, пошлые анекдоты кажутся более смешными. А мужчины из разряда "любимец женщин" часто громогласно осуждают малейший намек на пошлость.
Есть и другие варианты бунта, рассчитанной на эффект "запретного плода". Например, глумление над рекламой, которая стремиться убедить вас в полезности ненужных товаров и ограничить свободу выбора, присущую покупателям. Издевательство над политиками, которые безуспешно тужатся показать вам, какие они белые и пушистые. Насмешки над полицейскими, гаишниками и прочими служителями закона, которые не могут поймать вас. И так далее, и тому подобное. Годится любое ограничение, если вы способны ему противостоять и рядом есть люди, которые вместе с вами считают это ограничение неправильным.